Перейти к содержимому


ТЕНЬ

архетип

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 8

#1 Урга

Урга

    Сверхветеран

  • Модераторы
  • 1 540 сообщений

Отправлено 05 Октябрь 2013 - 21:29

Изображение


ТЕНЬ символ:
  • несовершенства;
  • негативное начало, противоположность положительного и солнечного;
  • второе я.
  • Тень обратна свету.
  • Не только признак загораживаемого света, но и темные сущности, имеющие собственную природу.
  • Таинственный двойник человека, часто отождествляемый с душой (в архаических культурах и в магии): в ряде языков изображение, душа и тень обозначаются одним словом.
Для древних - души умерших, ведут полуматериальное существование и способны вмешиваться в дела живых (Отсюда берут свое происхождение похоронные обряды и регулярные жертвоприношения с целью прийти на помощь мертвым ). Тот, кто, согласно сказанию, не может видеть собственную тень, обречен на смерть, как и тот, кто «наступает на собственную тень».
В некоторых племенах наступить на чью-либо тень — значит нанести смертельное оскорбление.
Нужно следить за тем, куда падает тень, чтобы не попасть в тень другого человека.
Полдень — самое опасное время, поскольку сокращение размеров тени равносильно угрозе жизни.
Силуэтообразные изображения людей в наскальной живописи послеледникового периода, зачастую сильно растянутые в длину, гипотетически расшифровываются (X. Кольмер) как образная передача тени (при низко стоящем Солнце) - по той причине, что изображать самого человека запрещалось.
Считается, что необходимо избегать людей, боящихся тени (ведьм), чтобы не оказаться в их власти.

В психологии тень символизирует интуитивную, личностную часть души, которую зачастую люди в себе подавляют.
В глубинной психологии тень служит символом бессознательного в личности, которое может быть встроено в комплексную структуру пережитого и испытать превращение лишь через процесс самостановления (индивидуализации).
Тень — описанный К. Г. Юнгом архетип, представляющий собой относительно автономную часть личности, складывающуюся из личностных и коллективных психических установок, не могущих быть принятыми личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе. Теневые бессознательные содержания воспринимаются через проекцию и подлежат интеграции в целостную структуру личности
С точки зрения Юнга, - негативный полубессознательный аспект психики индивида, отвергаемый им, поскольку осуждается моралью или разумом, кажущийся бессмысленным и неприемлемым настолько, что его не хотят видеть...
Остатки парализующих детских комплексов, которые Поль Дьель называет «ложными мотивациями».
Скрытые рычаги наших неправильных поступков, повторяющихся ошибок, эгоистических или мелочных действий, проявляются и часто накладываются на т.н. высшие мотивы.
Пока мы находимся по ту сторону завесы, ее невозможно сорвать; ведь слияние с этим alter ego есть начало осознания своей личности, ведущего к выработке объективного к ней отношения.

Онейрокритика (от др.-греч. oneiron, "сон") - "Снотолкование"
Во сне тень скрывается под видом чудовищ, неловких, плохо одетых или дефективных персонажей... они появляются в период становления личности или психического созревания и служат знаком того, что пора подвергнуть резкой критике наше поведение, нас самих.

Китай.
Инь, противоположное Ян.
Бессмертные, прозрачные по своей физической сущности, не отбрасывали тени.

Западный фольклор.
Человек, продавший душу дьяволу, теряет и собственную тень. Они являются в этом смысле «несуществующими» т.к. тень - доказательство материальности объекта или субъекта.

Античность
В философских притчах видимый материальный мир зачастую рассматривается лишь как тень подлинного мира, мира идей, как, например, в притче Платона о пещере.

Египет
Тень вместе с телом и душой является существенной частью человека.
В гробницах Нового царства часто изображается, как черная тень умершего в сопровождении птицы-души покидает могилу.
В «Книге Мертвых» (гл.92) говорится: «Пусть путь будет открыт для моей тени, для моей души, чтобы в день суда в потустороннем мире они увидели бога, великого, в его ларе».
В стране большого зноя служит также символом-словом «защита» в образе дающего тень опахала.
О царе говорится, что на нем покоится божественная тень.
«Тень Ра» - так называется святилище бога Солнца в Амарне.

Христианство
Как враг света дьявол сам был тенью.
Ранние христиане видели (Послание к Евреям (8:5 и 10:1).) в событиях Ветхого завета символическое предвосхищение и возвещение евангельских событий, церковных институтов и обрядов в новой фазе Священной истории, на которую старая отбрасывала свои "тени". Средневековые иллюстрированные рукописи, например «Нравоучительная Библия», широко используют этот символико-аллегорический способ рассмотрения Ветхого завета, обнаруживая почти всем его событиям новозаветное соответствие и значение. .
«В тени крыл Твоих укрой меня» - любимое изречение набожных людей, таких, как духовный отец розенкрейцеров И. В. Андрее (1586-1654), восходит к Псалтири (16:8).

Славяне
Тень -  заместитель, двойник человека, эквивалент его души.
Существуют представления о Тени как о некой самостоятельной субстанции, которая может отделяться от человека.
Определили отношение к Тени как к мифологическому персонажу, связанному с потусторонним миром.
Скрытый текст

Тень в литературных и мифологических образах:
Слово «тень» на русском соотносится с английским диалектным teen – вред, порча, гибель, с именем греческого бога смерти Танатоса.
В загадках зафиксирована, с одной стороны, пугающая похожесть тени на человека, а с другой – фантастические нечеловеческие возможности тени и её относительная самостоятельность.
Во многих культурных традициях существует театр теней.
В русском фольклоре существует игра «зрячие жмурки», в которой водящий должен по тени на стене узнать играющих.

Образ тени как темной стороны человеческой души очень интересно интерпретирован в ряде литературных произведений.
В классической литературе первообраз Тени зачастую приобретает форму двойника и именно по этому как бы вторичному образу легче всего вести поиск в бесконечном лабиринте мировой и отечественной литературы.
В контексте мировой художественной культуры архетип тени может рассматриваться в оппозициях «свет-тьма», «день-ночь».

Несколько примеров:
Скрытый текст

К слову, существует ряд оборотов, не требующих объяснений:
быть в чьей-либо тени,
бояться собственной тени,
бороться с собственной тенью и др.
«Перепрыгнуть через собственную тень» сделать нечто невозможное.

#2 Урга

Урга

    Сверхветеран

  • Модераторы
  • 1 540 сообщений

Отправлено 05 Октябрь 2013 - 21:30

ТЕНЬ (Shadow; Schatten) - спрятанные или бессознательные аспекты психологической структуры личности, ее негативная сторона, обычно отвергаемая сознательным эго. Сумма всех неприятных личностных качеств.


"Это как то, чем человек не хотел бы быть" (CW 16, par. 470; ЮПП, пар. 470).


Юнг утверждал, что каждый человек имеет свою тень, подобно любой другой материальной субстанции.
И эго соотносится с тенью, как свет с мраком, и именно наличие тени делает нас людьми.

"Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Помимо этого, оно находится в постоянном контакте с другими интересами, так что подвержено непрерывной модификации. Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по всем подсчетам, она создаст бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам. Мы несем в себе свое прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями. Лишь приложив значительные усилия, мы можем освободиться от этой ноши. Если дело доходит до невроза, то мы неизменно сталкиваемся с сильно увеличившейся тенью. И если мы хотим излечить невроз, то нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности человека и его тени" (АС.с 182)


До того как бессознательные содержания не дифференцировались, тень составляет, по сути, всю полноту бессознательного. Как правило, она персонифицируется в сновидениях лицами того же пола, что и сновидец. Тень состоит по большей части из вытесненных желаний и грубых побуждений, низменных мотивов, детских фантазий и негодований - всего того относительно своего носителя, чем ему не приходится гордиться. Эти и подобные им непризнанные личностные характеристики очень часто переживаются субъектом посредством механизма проекции, как принадлежащие другим людям.

"Хотя с помощью инсайта и доброй воли тень способна в некоторой степени быть ассимилированной сознательной личностью, опыт показывает, что существуют определенные черты, которые оказывают наиболее упорное сопротивление моральному контролю и делают невозможным хоть какое-то на них влияние. Эти сопротивления обычно связаны с проекциями, которые не распознаются как таковые, и распознание их становится делом нелегкого морального усилия личности. До тех пор пока черты, специфические для тени, опознаются без особого усилия, как чьи-то личностные качества, любые прозрения и добрая воля будут оставаться тщетными, поскольку сама причина эмоции лежит по другую сторону всех возможных сомнений, а именно в другой личности (CW 9ii, par. 16; А, пар. 16).


Реализации тени препятствует персона. В той степени, в какой мы отождествляем себя со светлой и яркой персоной, тень соответственно играет роль тьмы. Тень и персона оказываются в компенсаторной взаимосвязи, и конфликт между ними неизменно вырастает в невротическую вспышку.

Общей эффективной техники для ассимиляции тени не существует. Скорее это вопрос такта, и каждый раз он решается индивидуально. Прежде всего следует признать существование тени как таковой, и отнестись к ней серьезно.
Тень искоренить невозможно, и единственное, что остается - и к чему, в частности, и направлен анализ, - это прийти к соглашению с тенью.

"Конфронтация сознания с тенью - вот первое, что необходимо в любой полноценной психотерапии. В конце концов, это должно привести к какому-то союзу, пусть даже союз этот поначалу и выступает в виде открытого конфликта и остается таковым достаточно долго. Это противостояние не может быть отменено рациональным путем. Когда конфликт преднамеренно вытеснен, то продолжает существовать в бессознательном и выражает себя неявным и все более угрожающим образом, так что никакой выгоды здесь не получается. Борьба длится до тех пор, пока "противники" не выдохнутся. Заранее нельзя ничего сказать, чем все это кончится. Единственное, что очевидно - то, что обе стороны изменятся" (CW 14, par. 514; МС, пар. 514).


Ответственность за тень лежит на эго. Именно поэтому тень является моральной проблемой.
Одно дело - признать, что есть на самом деле и на что мы способны, и совершенно другое - определить для себя, как с этим жить дальше.

Другой аспект тени состоит в том, что она не является лишь темным скопищем, населяющим изнанку личности.
Тень также состоит из влечений, способностей и положительных моральных качеств, которые либо были когда-то похоронены личностью, либо никогда ею не осознавались.

"Если бы вытесненные склонности, называемые мной тенью, были только злом, то не возникало бы особых проблем. Но тень - это не что-то целиком скверное, а просто низшее, примитивное, неприспособленное и неудобное. В нее входят и такие низшие качества, детские и примитивные, которые могли бы обновить и украсить человеческое существование, "сего не дано"" ("Психология и религия", АС, с. 183).


В. Зеленский. Словарь аналитической психологии.


_________________________________________________________________________________________________


Тень (Shadow). Архетип, служащий средоточием материала, подавленного сознанием. Он может включать материал, противоречащий социальным стандартам, так же как и желания, тенденции, воспоминания и опыт, отвергаемый человеком.
Тень - это кладезь творческой и инстинктивной энергии, спонтанности и жизненности.

R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

_________________________________________________________________________________________________


ТЕНЬ

Нижняя часть личности.
Сумма всех личностных и коллективных психических установок, которые в силу своей несовместимости с сознательно избранным образом жизни не могут быть пережиты и объединяются в относительно автономную частичную личность с конкретными бессознательными тенденциями.
По отношению к сознанию Тень ведет себя компенсаторно, ее действие в силу этого может оказаться как негативным, так и позитивным.
В качестве персонажа сна Тень появляется в виде существа одного пола со сновидцем.
Как часть личного бессознательного Тень относится к Я, но как архетип например,"Сатаны" ( Widersacher ) она относится к коллективному бессознательному.
Осознание Тени представляет собой начальный период аналитической работы.
Незамечание и вытеснение Тени, как и идентификация Я с ней, могут приводить к опасным диссоциациям ( рассогласованиям ) личности. Так как Тень очень близка миру инстинктов, длительное удержание ее в фокусе внимания недопустимо.

К. Г. Юнг:

"Фигура Тени персонифицирует собой все, что субъект не признает в себе и что все-таки - напрямую или же косвенно - снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлимые тенденции." ( Из работы "Сознание, бессознательное и индивидуация" ).


"Тень... - это та сокрытая в тумане, вытесненная, чаще всего неполноценная и виноватая личность, которая вместе со всеми своими проявлениями простирается вплоть до царства предков-животных и охватывает всю историческую глубину бессознательного...

Если до сих пор обычно придерживались мнения, что человеческая Тень является источником всего темного в человеке, то отныне при более глубоком рассмотрении можно обнаружить, что бессознательный человек, или Тень, состоит не только из морально неприемлимых тенденций, но и обнаруживает в себе целый ряд хороших качеств - нормальные инстинкты, целесообразные реакции, восприятие, соответствующее реальности, творческие импульсы и им подобное." (Из работы "Эон" ).


Глоссарий основных терминов К .Г. Юнга


_________________________________________________________________________________________________



Тень (общеславянск., от тьма)

1- термин К.Юнга, обозначает один из архетипов, а именно комплекс недифференцированных чувств, идей, желаний или «животных инстинктов», унаследованных человеком от далёких предков.

Является в сновидениях спящего человека в виде тёмного человеческого силуэта обычно того же с ним пола.

Вопреки сообщениям К.Юнга, персонажи сновидений в виде тени встречаются крайне редко

Синоним: Альтер Эго, Негативная сторона личности;


2- отражение внутреннего состояния (беспокойства, печали и т.д.) на лице, в глазах человека;


3 - малейший признак, малейшая доля чего-либо;


4 - дух умершего или отсутствующего человека, являющийся, по суеверным представлениям, кому-либо.

Например, тень отца Гамлета.

Синонимы: Призрак, Привидение;


5 - тёмное отражение на каком-то фоне, отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны.


Согласно первобытным представлениям, тень человека способна влиять на него самого тем или иным образом. Например, убийства в некоторых племенах совершались вонзанием копья в тень человека: увидев это, жертва такого магического действия могла умереть и на самом деле, если не вмешается колдун.


Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.

_________________________________________________________________________________________________


Тень (Shadow). Архетип в теории Юнга, представляющий собой подавленную темную, животную сторону личности человека.

Л. Хьел, Д.Зиглер. Глоссарий к "Теории личности".

_________________________________________________________________________________________________



ТЕНЬ – бессознательные проявления, темная сторона психики, отвергаемые человеком, но внутренне присущие ему и оказывающие воздействие на его мышление и поведение.

Представления о Тени как «изнанки» человеческой души содержались в работах З. Фрейда. Классический психоанализ был нацелен в первую очередь на раскрытие тех бессознательных влечений и желаний человека, которые, с точки зрения культуры и общества, воспринимались как негативные, теневые, асоциальные, аморальные.
Однако понятие Тени как таковое было введено К.Г. Юнгом (1875–1961). Оно играло важную роль в его аналитической психологии.

С точки зрения К.Г. Юнга, Тень – это темная половина личности, которая свойственна каждому человеку и без которой он не может обходиться в реальной жизни. Каждый индивид обладает собственной Тенью. Он несет в себе свое прошлое, сохраняет примитивные желания и агрессивные влечения. Однако теневая сторона личности, как правило, вытесняется, подавляется. Человек не замечает свои бессознательные негативные характеристики, не хочет их видеть и игнорирует их. Вместе с тем в его психике происходит развертывание темных сил, которые могут прорываться наружу, разрушать мораль, самоконтроль и захлестывать мир сознания.

В работе «AION. Исследование феноменологии самости» (1951) К.Г. Юнг подчеркнул, что Тень составляют теневые характеристики человека, его изъяны, наделенные эмоциональной природой и обладающие автономией. Им присуще свойство навязчивости, властного овладения. При наличии проницательности и доброй воли Тень может быть частично ассимилирована сознательной частью личности.
Однако опыт показывает, что в ней присутствуют такие черты, которые демонстрируют «упорное противодействие моральному контролю». Таким образом, можно сказать, что «Тень представляет собой моральную проблему, бросающую вызов личностному Я в целом, поскольку ни один человек не в состоянии осознать свою Тень, не приложив серьезных усилий морального характера».

Негативные качества и характеристики человека могут обрести свою персонификацию в сновидениях или быть спроецированы на других людей. Смысл того и другого, как правило, ускользает из сознания.
Так, проекции не осознаются самим индивидом и поэтому ему нелегко признать в них свою собственную Тень, отброшенную на объекты.
По мнению К.Г. Юнга, человек не создает проекции, а сталкивается с ними. Результатом проекций является то, что человек оказывается изолированным от своего окружения. На место реальных отношений со своим окружением он ставит что-то иллюзорное. Надежда на то, что человек сам заметит свои проекции, крайне мала.

«Необходимо убедить его, что он отбрасывает очень длинную Тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально окрашенные проекции с их объекта».


Осознание тени предполагает признание реального присутствия темной стороны человека.
Поскольку в Тени собрано прежде всего личное бессознательное, то ее содержимое все-таки поддается осознанию. Во всяком случае, Тень можно разглядеть при условии некоторой самокритичности человека.
Однако, когда Тень предстает в качестве архетипа, связанного с коллективным бессознательным, ее познание оказывается делом непростым.
Словом, человек способен признать относительное зло своей природы, но, как отмечал К.Г. Юнг, «попытка заглянуть в лицо абсолютного зла оказывается редким и потрясающим по воздействию опытом».

При аналитическом лечении происходит очная ставка с темной половиной личности, с Тенью.

«Встреча с самим собой означает прежде всего встречу с собственной Тенью. Это теснина, узкий вход, и тот, кто погружается в глубокий источник, не может оставаться в этой болезненной узости».


Интеграция Тени, то есть осознание личного бессознательного знаменует собой первый этап аналитического процесса.

Тень – это не только изнанка психики, содержащая исключительно темные аспекты личности. В ней присутствуют также такие влечения и желания, которые не исчерпываются чем-то скверным, морально неприемлемым. По убеждению К.Г. Юнга, Тень включает в себя и все то, что представляет собой примитивное, инфантильное, неприспособленное, которое не получило своего зрелого, позитивного развития. Поэтому задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им ее наличия, в обретении способности интегрировать ее в Я и сосуществовать с ней, не прибегая к мучительному подавлению и соскальзыванию в лоно невротического заболевания.

Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.

_________________________________________________________________________________________________



В подходе Юнга – один из архетипов; комплекс недифференцированных чувств, идей, желаний и т.п. – "животных" инстинктов, перешедших в ходе эволюции к Homo sapiens от более низких, более примитивных форм, представлящие негативную сторону личности; "альтер эго".


Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.


_________________________________________________________________________________________________



ТЕНЬ (SHADOW)

Негативная сторона личности - сумма всех неприятных качеств, которые индивид старается скрыть; низшая, недостойная и примитивная часть человеческого естества; "темная" сторона личности. Юнг подчеркивал, что Тень есть у каждого, все вещественное отбрасывает тень; Я относится к Тени, как свет к сумраку; Тень делает нас людьми.
Юнг отдавал должное Фрейду за привлечение внимания современного человечества к этому аспекту нашего существа.
Поскольку Тень не может быть искоренена (не стоит и пытаться), то лучшее, на что можно надеяться, - прийти к соглашению с нею. Одна из важных целей юнгианского анализа состоит в том, чтобы помочь пациенту обрести установку неосуждения инстинктивной стороны собственной психики и суметь выявить в ней все ценное, по возможности осознать людей и ситуации, которые, скорее всего, взывают к теневой стороне.

"Психоаналитические термины и понятия". Словарь под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина.


_________________________________________________________________________________________________



Тень – осознание индивидом в определенных условиях негативных черт своей личности, «та часть личности, которая имеет негативные черты и которую человек пытается спрятать и от других и от самого себя»

И. Кондаков, Психология. Иллюстрированный словарь.



#3 Урга

Урга

    Сверхветеран

  • Модераторы
  • 1 540 сообщений

Отправлено 06 Октябрь 2013 - 00:26

Изображение


В смысле коллективного бессознательного Тень - это естественная, инстинктивная часть человека, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло общество, когда человек стал человеком разумным. Тень не может быть до конца преобразована воспитанием, и во многом она остается чисто импульсивным - то, что характерно особенно детям.
Самый яркий пример воплощения архетипа Тени в мифологии - образ Дьявола.

Тень - это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это низкий уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто подсознательно живет в нас и хочет делать то, чего мы себе не позволяем, - это мистер Хайд нашего доктора Джекила

http://studopedia.ru...ofiya.php?id=35

_________________________________________________________________________________________________


В сновидениях Тень проявляется в виде человека одного пола со сновидцем, вызывающего неприятие и раздражение.
Тень является частью Эго, но выходит из бессознательного. Игнорирование или незнание Тени может вызывать рассогласование личности.


Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции.

К. Г. Юнг "Сознание, бессознательное и индивидуация"


_________________________________________________________________________________________________


ТЕНЬ

«ТЕНЬ – часть личного бессознательного, характеризующаяся как позитивными, так и негативными чертами и установками; сознание эго имеет тенденцию к отвержению или игнорированию этой части…

Как правило, Тень можно заметить в проекции на человека того же пола, который почему-то (обычно чисто иррационально) вызывает неприятное ощущение. Подобная неприязнь сильно отличается от неприязни, обусловленной объективно неприглядными чертами: в таком случае человек просто не нравиться, однако он не вызывает ощущения тревожности…. Наличие Тени — одна из причин появления ПЕРСОНЫ. И ПЕРСОНА, и ТЕНЬ появляются в детстве из-за отличия приемлемого поведения ребенка от его неприемлемого поведения, связанного с тем, что ребенок действительно хочет или с чем он готов расстаться» (Джеймс А. Холл)


«ТЕНЬ каждого отдельного человека, безусловно, связана сколлективной ТЕНЬЮ группы (Архетип Трикстера), к которой он относится, а поскольку он аккумулирует свое собственное зло, вне всякого сомнения, одновременно аккумулируется часть коллективного зла» (К.Г. Юнг)


«... если Вы с трудом терпите себя самого, как же Вы будете в состоянии терпеливо относиться к другим?.. Простое подавление ТЕНИ — лекарство не более эффективное, чем обезглавливание при головной боли» (К.Г. Юнг)


«ТЕНЬ не олицетворяет некую переходную стадию или “не что иное, как” инстинктивную сторону, которая рассматривается лишь как почва, в которой помещаются корни жизни. Парадоксальная тайна трансформации состоит в том, что превращение свинца в золото происходит в ТЕНИ и посредством ТЕНИ» (Эрик Нойманн)


«Тень — проблема моральная, она затребует всю полноту личностного „я“, поскольку никто не сможет освоить тень сознанием, не затратив на это значительных запасов моральной решимости. Ведь при таком освоении речь идет о том, чтобы признать темные аспекты своей личности в качестве реально существующих. Этот акт — непременная основа любого вида самопознания, а потому, как правило, наталкивается на сильное сопротивление...
.{ } Как правило, такого рода сопротивление связано с проекциями, которые сознание не замечает: их распознание представляет собою моральное свершение, выходящие за рамки обычного...{ }
Тень, настолько ее природа личностна, нетрудно обнаружить с помощью самокритики. Но когда она выступает как
архетип, возникают те же сложности, что и в случае анимы и анимуса; иными словами, вполне вероятно, что человек столкнется тут с относительным злом в себе, но зато это будет означать сколь редкую, столь же и потрясающую возможность заглянуть в глаза злу абсолютному»...{ }
(К.Г. Юнг «ЭОН»)


Изображение



#4 Урга

Урга

    Сверхветеран

  • Модераторы
  • 1 540 сообщений

Отправлено 06 Октябрь 2013 - 00:47

Архетипы Юнга и Астромифология

Изображение

Строение психики по К.Г. Юнгу


Тень
В смысле коллективного бессознательного Тень — это природный, инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным.

Тень не может быть до конца преображена воспитанием, и во многом она осталась с детства, когда наши действия были чисто импульсивными.
То, что в Тени общего для всех, выражает себя в таких образах коллективного сознания, как властитель скрытого, невидимого, подземного мира, — из которых современный человек лучше всего знаком с Дьяволом.
Для иллюстрации образа Тени Юнг нашел также мифологический образ обманщика-трикстера (трюкача), который в сказках выступает не тем, кто он есть на самом деле, выставляя на всеобщее обозрение свои самые худшие качества, соответствующие более низкому уровню развития сознания человечества.
Рассмотрим Тень как скрытое, а потому наиболее зловещее и опасное в человеке.

Тень — это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это некий низший уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто хочет делать то, чего мы себе уже не позволяем, — мистер Хайд нашего доктора Джекила. Человек подозревает в себе эту чуждую личность, когда, войдя в раж, потом оправдывает себя: "Это не я, на меня словно что-то нашло". То, что на него "нашло", — это первобытная, неконтролируемая, животная часть личности — Тень. Тень имеет свои олицетворения: когда мы кого-то ненавидим, нас на самом деле раздражают наши собственные качества, которые мы находим в другом.

Называя этот аспект бессознательного Тенью, Юнг хотел не только обозначить его как нечто темное и зыбкое. Нет тени без солнца, и нет Тени бессознательного без света сознания.
Тень — "нижняя", наиболее внутренняя функция человека, — неизбежна, и он без нее нецелостен. Образуя противовес сознанию, она служит толчком внутреннего развития.
Как отмечал мифолог Дж. Фрезер, дикари, как правило, считают свою тень, как и отражение в воде или зеркале, своей душой или жизненно важной частью себя. Суеверия гласят, что человек, не отражающийся в зеркале,— это вампир, а человек без тени — это сам черт, отчего мы всегда подозрительны к тому, кто кажется "слишком хорош, чтобы это было правдой".

Люди не обязательно отрицают Тень: порой теневые качества личности спокойно сосуществуют с ней. Если над индивидом не слишком довлеет социальный идеал Персоны, он склонен разрешить себе иметь недостатки, которые заполняют его внутренний досуг и в то же время позволяют расслабиться и уйти от внешней жизни, которая требует постоянных усилий воли.
Эти внутренние тенденции могут незаметно взять верх над внешними требованиями, что может спровоцировать утрату Персоны (роль которой — адаптация индивида к миру), а следовательно, неадекватное поведение в обществе, порой неявное для него самого.
Поэтому, как пишет Юнг, человек, которым владеет Тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей, в вечном недовольстве и борьбе за жизнь.

Как аналитический психолог, Юнг пришел к выводу, что бесполезно отрицать Тень или пытаться ее подавить. Человек должен найти способы жить темной стороной своей личности — от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье.
Принятие Тени требует значительных моральных усилий и часто разрушает милые сердцу идеалы, но только потому, что они слишком завышены или основаны на иллюзии.
Опасность полного подавления Тени в том, что тогда она вырастает в бессознательном до чудовищных размеров и только ждет случая, чтобы прорваться наружу, возобладав над остальной личностью, по пословице "В тихом омуте черти водятся".
Выявление Тени также уводит человека внутрь себя, и с ней связаны опасности чисто внутренней жизни (прежде всего социальная неадекватность и потеря интереса к миру). Поэтому Тень для Юнга — это "моральная проблема, которая затрагивает "я" целиком", проблема огромной важности, которую не надо недооценивать.

Астрологически Тень, бесспорно, представляет собой зодиакальный архетип Плутона, владыки подземного мира и вечного противника главы богов — царя Неба и Земли.

Изображение


Противостояние — его сущностная черта.
Римский бог подземного мира рождается как Ведийовис — не-Диовис, то есть Анти-Юпитер по отношению к Юпитеру-богу.
Персона противостоит Тени, как архетип Юпитера — архетипу Плутона, что отражает главную мифологическую мистерию борьбы за блага между земным и подземным мирами — посию- и потусторонним, видимым и невидимым, — и это соответствует главной оппозиции сознательного и бессознательного у Юнга.

Самый характерный мифологический образ этой борьбы — битва Громовержца со Змеем, укравшим стада туч у небесного владыки и сковавшим энергию природы, подобно тому как сдерживает наши силы масса неосознанных представлений и проблем, содержащихся в бессознательном.
Чтобы отчетливо представить себе оппозицию этих архетипов, нужно воистину вообразить грозу — и не просто как атмосферное явление, до сих впечатляющее человека, но как одушевленную грозу, которая заявляет о себе ошарашивающим громом, правит ослепительными молниями и, наконец, знаменует победу дождя, поящего иссохшую землю долгожданной влагой.

Из этого образа ясно, как значимо понятие Тени: оно пробуждает дремлющую в человеке энергию, не позволяя Персоне превратиться в застывшую маску.
Чтобы противостоять тому, кто владеет всей явленной реальностью, обеспечивая развитие мира и природный динамизм личности, владыка невидимого мира должен быть равен ему по силе. Потому Тень так и сильна (пока ее отрицательные черты не трансформировались в позитивные качества Персоны)

Планета Плутон символизирует наиболее недоступные сознанию страсти и физические инстинкты (которые также должны быть не менее сильны, чем разум человека, чтобы люди хотя бы обеспечили свое воспроизводство).
Плутон — необходимый противовес разуму материального бытия, испытывающий и проверяющий жизнеспособность всего, что существует, и наделенный силой трансформировать то, что мертво.
Плутон — скрытый от нас потенциал сил, и наша задача — им воспользоваться.
В этом и роль Тени: человек, лишенный Тени, потерял бы способность трансформировать себя и скоро прекратил бы свое существование. Он остался бы идеальной, но бесплотной маской, принадлежащей определенному прожитому, прошлому этапу времени, но неспособной сделать шаг в будущее, которое обречено быть иным.

Правда, в гороскопе планета Плутон окрашивается качествами связанных с ней планет и сама по себе обычно не являет достаточного противовеса, лишь указывая на предполагаемый образ врага и отрицательные мировоззренческие ориентиры. На Тень как действительно вытесняемое качество указывает самая сильная дисгармония гороскопа (например, тау-квадрат).
Также теневые качества могут быть поняты через образ противоположного знака Зодиака или знака, противоположного Асценденту. Простой путь выявления Тени — попросить смоделировать наиболее неприятный образ, который сразу приходит человеку в голову. Он не обязательно будет злодеем, преступником или вампиром (черты архетипа Плутона), но укажет на еще не воспринятые личностью черты и наиболее явный дисбаланс сил гороскопа.
Этот дисбаланс (точнее, желание от него избавиться) является для личности движущим фактором.
В роли скрытого двигателя выступают и качества противоположного знака, овладение которыми является наиболее универсальной и бесспорной психологической задачей любого человека. Здесь могут играть дополнительную роль и показатели VIII дома, соответствующего Плутону и определяющего духовную жизнь человека, а также ввергающего в экстремальные обстоятельства (которые в конечном итоге часто оказываются наиболее мощными факторами развития).

Бессознательное всегда является нам в экстремальной ситуации: даже сон, как ни странно, снится в то время, когда психика испытывает потрясения, сходные с экстазом или сильным стрессом. Зачем организм несколько раз в сутки подвергает себя такому испытанию? Очевидно, нет другого пути избавиться от стрессов дня: ведь еще Спиноза указывал, что какое-либо переживание человека может быть устранено только с помощью более сильного аффекта. Роль такого аффекта играет сон, а наяву — религиозные откровения, посвящения и ритуалы и сознательная духовная работа над собой, высвобождающая теневые проблемы и теневые качества души, чтобы включить их в орбиту разумной жизни человека.

Плутон — планета страданий и страстей, и потому она подводит нас к пониманию сущностного противоречия мира и природы, отраженного в животном мире как противостояние полов.
В мифологии оно позднее проявляется в архетипе Близнецов (прародителей человеческого рода и создателей земной жизни), на формирование которого оказал влияние архетип Плутона (осознание смертности человека и образ смерти).
А у Юнга проблема пола — главное противоречие людей после оппозиции Персоны и Тени: жизни и смерти — выявляется в противопоставлении Анимы и Анимуса.

источник: http://psiland.narod...ira_arh/002.htm



#5 Юрий Констант - admin

Юрий Констант - admin

    Администратор

  • Администраторы
  • 6 135 сообщений

Отправлено 06 Октябрь 2013 - 01:48

Прости, Феникс, не удержался, чтобы не добавить: воздействие на тень человека с помощью "видения", ощущается практически точно так же, как при воздействии на самого человека или на его фантомное продолжение. Это свойство часто используется в магии и учитывается в разнообразных народных приметах. Например, считается, что нельзя наступать на тень человека или бросать в неё нож.

astro-man777@mail.ru


#6 Урга

Урга

    Сверхветеран

  • Модераторы
  • 1 540 сообщений

Отправлено 06 Октябрь 2013 - 01:52

Изображение



Быть собой или изображать из себя

автор: Олег Сатов, психолог


Тень и Персона
Итак, вот они наши ключевые образы — Тень и Персона, которые отлично описывают происходящий внутри каждого из нас разлад на почве того, какие мы есть и какими хотим быть в чужих и своих собственных глазах.
Начнем с упрощенного примера. Допустим, есть у нас ребенок с десятком ярких врожденных свойств души. На первых годах жизни ничто не мешает ему проявлять все свои качества, но позже, под давлением воспитания и социальных реалий, выясняется, что для выживания и комфорта важны только три из имеющихся свойств. Например, чувство юмора, наблюдательность и ум. А остальные семь не очень-то важны или даже опасны — пусть это будут агрессивность, цинизм, безответственность, музыкальный слух и еще что-нибудь на ваш выбор.
Тогда ребенок, безо всякого коварного расчета, полезные качества начинает выдвигать на первый план, а бесполезные и опасные — прятать в тени. Ребенок оттачивает те свои умения, которые приносят ему сладости, а все прочее маскирует и подавляет, чтобы не тратить сил на то, что не срабатывает, и не быть наказанным за то, что раздражает родителей.
Так начинается внутренний раскол на темную и светлую стороны.
На первом этапе этот раскол лежит на поверхности — он еще пока доступен сознанию, и если ребенку задать правильный вопрос, он без особого труда расскажет, как это все у него внутри происходит.
Но со временем это сознательное разделение на хорошие и плохие, пригодные и непригодные качества забывается, внутренний раскол уходит на бессознательный уровень, и между полюсами начинается вечная битва добра со злом. И кстати, именно она является прообразом всякого столкновения между темными и светлыми силами в искусстве, философии и религии — все это отражение и отблески внутреннего душевного раскола.



Изображение


Полагаю, все уже поняли, что Персона — это «светлая» сторона, а Тень — «темная». Перейдем к более формальному объяснению.
Персона (от persona — маска, которую в древних театрах носил актер и которая обозначала исполнявшуюся им роль) — это тот набор черт, врожденных и воспитанных, который выставляется человеком на всеобщее обозрение.
Делается это совершенно автоматически и практически неосознанно, однако выследить и пронаблюдать эту душевную показушность довольно просто. [...]

Те качества же, которые общество считает плохими, вредными и неуместными, ребенок прячет куда подальше от чужих взоров. А со временем, вообще, оставляет в забвении целый пласт своей психики и от этого становится однобоким и скучным человеком, который может жить только по правилам.
Главное негативное следствие от подавления теневых качеств состоит в том, что человек становится слабым… как того и требует социум. Агрессивность, сила, твердость и прочие подобные качества в ребенке, обычно, не поощряются, иначе, им становится слишком сложно управлять. Детей учат быть податливыми и послушными, и именно такими они потом попадают во взрослую жизнь — готовые, хорошо смазанные, винтики социального механизма.
Вместе с отказом от «силовых» и «негативных» черт утрачивается целостность психики и душевное равновесие. Недовольство собой, которое знакомо практически каждому, существует исключительно благодаря тому, что значительная часть души оказалась отвергнутой и преданной забвению. А поскольку душу не переделать, эти ее лишенные внимания качества все равно вторгаются в жизнь — в самой грубой и неприглядной форме.

Одно из ярких проявлений Тени — это резкое раздражение, которое вызывают у нас некоторые люди. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые себе однажды запретили, тогда внутри вскипает ничем не оправданное бешенство — на этом человеке мы вымещаем всю ту злость, которую испытываем к самим себе.
Вспомните любого человека, который вас бесит, — посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. А стоит примириться с собой и никакого раздражения больше не будет. Принимая себя мы автоматически учимся принимать весь мир таким, какой он есть.

Кроме того, в Тени часто оказываются и те качества, которые когда-то оказались просто бесполезными.
Например, ребенок с хорошим слухом у родителей, не любящих музыку, так и не научится использовать свой слух, а кусок души связанный с этой врожденной способностью затеряется в темноте души и будет точить оттуда неясной тоской по упущенным возможностям и утраченному пути.

Тень — хранилище силы и душевного потенциала, а не воплощение всего злого в человеке. Тень — это неотъемлемая часть души, с которой обязательно нужно познакомиться и подружиться, которую нужно принять и научиться сознательно использовать.
Персона, с другой стороны, — продукт страха перед наказанием, а не воплощение всего доброго. Психологически, в Персоне даже больше зла и опасности для душевного здоровья, чем в Тени, поскольку Персона — это всегда обман, всегда что-то наносное и лишнее, а в Тени содержится только то, что было дано от природы, но не нашло для себя должного выхода.

Чтобы отделить себя от своей маски нужна сила и смелость — именно те атрибуты, которые часто находятся в Тени. Поэтому знакомство с Тенью, хоть и называется по-разному, в любой традиции считается самым первым шагом на пути душевного развития. Принятие темной стороны души — это то, с чего нужно начинать, а не то, что можно отложить на потом. Только сила, трезвость и отрешенность содержащиеся в Тени, могут дать необходимое бесстрашие, чтобы вырваться из социальных тисков и стать собой.

_____________________________________________________________________________________________________


Лишения и тяготы пути самопознания

автор: Олег Сатов, психолог


Человек живет только для того, чтобы учиться, а чему он учится зависит лишь от его природы и от его судьбы. Наша судьба как людей — учиться, и идти к знанию следует так, как идут на войну. Со страхом, с уважением, с сознанием того, куда идут, и с абсолютной уверенностью в себе. Человек идет к знанию также, как идет на войну, — полностью пробужденный, полный страха и безусловной решимости.

Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином. Бороться не сдаваясь, не жалуясь, не отступая. Человек знания — это тот, кто добросовестно и с верой переносит лишения и тяготы обучения. Тот, кто без спешки, но и без промедления отправился в полный опасностей путь, чтобы разгадать, насколько ему это удастся, тайны знания и силы. В его мире ничто не дается даром, а уж знание — и подавно.

ДХ


[...] знакомство с Тенью — это самый первый шаг на пути самоисследования.

Если проводить параллели, то можно сказать, что фрейдовский психоанализ — это и есть работа с Тенью. Но на этом весь психоанализ и заканчивается, а более глубокие вопросы так и остаются без ответа. Сам Фрейд только к концу своей жизни начал открыто признавать идею о том, что есть нечто большее, чем конфликт совести и сексуальный инстинкт. Тем кому интересно, рекомендую почитать его работу «Я и Оно» — она небольшая и довольно мутная, но в ней уже совсем другой Фрейд.

С другой стороны, вся концепция Юнга построена вокруг принципа «индивидуации» — врожденного стремления души к обретению целостности и гармонии со всем миром. И этот путь индивидуации со всеми его вехами и символами описан Юнгом очень подробно. С психоанализа этот путь начинается, а заканчивается там, где больше нет никаких границ между внешним и внутренним, между личным и божественным, между сансарой и нирваной… И первый шаг на пути индивидуации — это знакомство и схватка с Тенью.

Как это обычно и бывает, текст рождается в процессе его написания. Собирался я сразу написать о практике, о том, как именно происходит работа с Тенью, но вступление как-то затянулось, поэтому практику отложим до следующего раза (постараюсь успеть на этой неделе).

А чтобы настроить вас на нужный лад, приведу еще одну цитату из того же источника, которая очень хорошо описывает то препятствие, которое ждет каждого, кто хочет взглянуть на темную сторону своей души:


Когда человек начинает учиться, он никогда не имеет четкого представления о препятствиях. Его цель расплывчата, а намерение неустойчиво. Он ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что еще не подозревает о предстоящих испытаниях.

Учение оказывается всегда не тем, чего от него ожидают. Каждый шаг — это новая задача, и страх, который человек испытывает, растет безжалостно и неуклонно. И если человек дрогнет и обратится в бегство, то страх положит конец его поискам. Он никогда ничему не научится и не станет человеком знания.

ДХ


Ну, как? Вы все еще хотите познакомиться со своей Тенью?




_____________________________________________________________________________________________________


Схватка с Тенью — знакомство с собой
Знать себя — значит быть уверенным в себе

автор: Олег Сатов, психолог


Переходим к практическим процедурам, а чтобы не возвращаться к уже написанному, повторю в двух словах, о чем собственно речь.
В процессе социальной адаптации часть черт и свойств личности человека отходит на задний план. Одни потому, что напрямую осуждаются родителями и обществом, другие — потому что просто не нашли себе должного применения в реальной жизни.
Все это происходит, начиная с самого раннего детства, поэтому многие вытесненные черты становятся совершенно недоступны сознанию. Однако же по своему произволу они продолжают оказывать заметное влияние на повседневную жизнь человека.

Набор этих подавленных черт у каждого индивидуальный — это зависит от множества факторов, поэтому на других людей оглядываться бессмысленно. Свою темную сторону нужно изучать индивидуально, без лишних обобщений.

Теперь о том, почему подавление врожденных свойств личности — это плохо.
Здесь будет уместна аналогия с паровым котлом, который может выдержать только ограниченное давление.
Когда какое-то качество подавляется, давление в котле начинает подниматься и растет оно до тех пор, пока не срабатывает предохранительный клапан.
Например, при подавлении агрессивности, рано или поздно наступает момент, когда человек реагирует неадекватно ситуации — скажем, бьет коллегу стулом по спине за то, что тот на него косо посмотрел.

Изображение


Возможен и другой исход. Если человек научился очень строго контролировать свои действия, котел может попросту взорваться, и тогда все та же агрессия выплескивается вовнутрь и вызывает соматическое заболевания.
Подавленная агрессия, к слову, обычно вызывает заболевания желудка — гастриты или язву.
То есть, держать взаперти то, что требует своего выхода, весьма опасно.
Но есть еще и вторая проблема. Вытеснение свойств личности, которые постоянно рвутся наружу, отнимает массу сил. Мы этого не замечаем только потому, что за много лет привыкли к этой статье расходов, что считаем ее чем-то само собой разумеющимся. Однако это не так.

Поднятие на поверхность подавленных черт приводит к огромному высвобождению энергии, которая затрачивалась на вытеснение и постоянный самоконтроль. Кроме того, вместе с возвратом вытесненного содержания, в общее энергетическое русло теперь впадают и все те ручейки, которые до этого повышали давление в котле. Сил в результате становится еще больше. А избавление от необходимости постоянно себя контролировать приводит к общему изменению душевного состояния — жить становится легче и проще.
Ну и последний момент. Вместе с выходом на поверхность того, что раньше вызывало страх и стыд за самого себя, приходит и то, что называют уверенностью в себе. Уверенность в себе — это, по сути, целостное ЗНАНИЕ и ПОНИМАНИЕ себя, без деления на черное и белое. — О чем мы тут и говорим.


Кстати, обратите внимание, я говорю черта личности, а нечерта характера. Это разные понятия, и путать их не нужно.

Личность — это то, что в нас заложено природой, а характер — это то, во что личность превращается, под давлением внутренних и внешних обстоятельств. Мы сейчас говорим именно о чистых свойствах личности, а не о тех многочисленных гранях характера, которыми наша личность обросла.


Таким образом, в каждом из нас есть свой Темный попутчик, свой мистер Хайд, свой Тайлер Дерден, и очень желательно найти в себе силы и мужества, чтобы поближе с ним познакомиться. А Тенью мы его зовем в соответствии с юнгианской традицией.


Изображение

Знакомство с Тенью
Разумеется, Тень нельзя вытащить на поверхность сознания простым усилием мысли. Когда дело касается бессознательного содержания, приходится иметь дело только с косвенными его проявлениями.
Тень нельзя увидеть и поймать, но ее можно выследить и подкараулить, когда она в следующий раз появится на свет. Такие вот шпионские страсти.

Первый этап
  • Начнем с самого простого и очевидного, с той части Тени, которая ближе всего к сознанию и до которой можно добраться без особых усилий. Достаньте письменные принадлежности и составьте два списка «Что во мне хорошего» и «Что во мне плохого». Пишите быстро и честно, умничать и разводить философию здесь не нужно. Каждый пункт должен быть в два-три слова максимум.
Для контроля вспомните несколько реальных примеров из жизни, когда вы ярко проявляли каждое из качеств. Это будет самый поверхностный уровень понимания.
  • Теперь делаем следующий шаг и снова составляем два списка — «Каким я хочу быть» и «Каким я не хочу быть». В них подключаем фантазию и воспоминания о других людях. Это уже уровень ценностей — попытка нащупать тот индивидуальный шаблон, по которому у вас происходит деление людей на хороших и плохих.
Эти списки должны выйти подлиннее. Думать над ними пока тоже не надо — просто записывать все, что приходит в голову. Здесь действует принцип мозгового штурма — количество важнее качества. Анализировать будем на следующем этапе.
  • Теперь составляем третью пару списков. Назовем их «Хороший человек» и «Плохой человек». В них нужно обобщить те наборы качеств, которые были получены ранее. Посмотрите внимательно на уже готовые списки и попробуйте их проанализировать. Многие качества можно будет сгруппировать и назвать каким-то одним ярким и веским словом.
Сделайте это, но на этот раз уже не спешите и подходите к делу вдумчиво и терпеливо. В результате должен получиться этакий концентрат, два списка отборных ярких качеств, названных четко и ясно. Размытые невнятные формулировки здесь уже неуместны. Чем проще и короче слова, тем лучше. Не путайте психологический эксперимент с литературным творчеством.

Таким образом мы прояснили сознательный пласт темной и светлой сторон своей души. Никаких больших открытий на этом этапе не происходит, это только подготовка и тренировка в том, чтобы называть вещи своими именами. Такое умение очень важно, поскольку за витиеватыми формулировками очень удобно прятаться от горькой правды, поэтому нужно лишить себя такой лазейки.

Второй большой этап — это попытка нащупать неосознаваемую часть своей Тени. Это сложнее и опаснее для душевного равновесия, но в целом тоже пока ничего страшного.
  • Вспомните человека из круга своих знакомых, который вызывает у вас резко негативные эмоции — раздражение, злость, обиду и т. п. Возможно это будет не один человек, возможно это будет герой какого-то литературного произведения (хотя живой человек, конечно, лучше). Главное, чтобы этот человек явно вызывал внутреннее отторжение, и чем сильнее тем лучше.
Здесь дело в том, что подобная реакция на человека возникает исключительно в том случае, когда он открыто демонстрирует те качества личности, которые находятся у нас в глубоко вытесненном состоянии. Поэтому, внимательно наблюдая за таким вот раздражителем, мы как бы смотримся в зеркало и видим в нем свою темную сторону.

Итак, берем этого злодея и снова составляем список. В него нужно вписать те самые качества, которые больше всего вас в нем раздражают. Сначала можно писать все подряд, что приходит в голову по памяти — конкретные поступки, ассоциации, созвучные качества — но в итоге в список опять должен превратиться в концентрат из отточенныех четких формулировок.
Если вспомнили несколько человек, пройдитесь по каждому и дополните общий список. А для контроля и остроты ощущений, посмотрите по телевизору пару трансляций Дома-2 — там есть практически все ярко выраженные качества души, и вы наверняка обнаружите пару тройку персонажей, до крайности вас раздражающих. Проверьте их по своему списку, и если нужно снова дополните его.


Заканчиваем работу над этим списком, когда ничего нового уже в голову больше не приходит. Торопиться здесь не нужно. Черновой вариант можно составить за один присест, а потом просто дополнять этот список по мере необходимости. Может вспомнится кто-то из прошлого, может вспомните цепляющее вас качество у человека, которого вы в целом считаете хорошим. И так далее.

Ну и последним штрихом, расставьте пункты вашего списка по порядку — от самого важного (самого плохого), к менее важным. В процессе дальнейшей работы порядок может меняться — это нормально.


Третий этап
  • Еще один источник информации о своей Тени — это сновидения. Психика довольно чутко реагирует на подобные психологические эксперименты и обычно начинает подыгрывать. В сновидениях может появиться какой-то пугающий персонаж. Обычно он одного пола со сновидцем. Это и есть визуальное воплощение Тени, и его можно (и нужно) использовать точно так же, как живых людей-раздражителей — нужно задокументировать основные его качества и дополнить ими свой список.
Отношения с Тенью в сновидениях отражают отношения с ней в сознательном состоянии. Если теневой образ в сновидении пугает, значит до осознания своей Тени еще далеко. Если же однажды, страх начнет меняться на что-то более конструктивное — например, любопытство или уважение — значит дело сдвинулось с мертвой точки, и процесс примирения с собой уже идет.
Кроме того, Тень в сновидении может акцентировать внимание именно на тех качествах, которые были упущены или показались не особо важными, — тогда на эти качества нужно обратить особое внимание и внести в список соответствующие коррективы.

Все это был только первичный сбор информации, так что не нужно тешить себя иллюзией, что составление списков само по себе что-либо изменит. Мы это уже обсуждали — для реальных перемен нужны конкретные действия. Так что основная работа еще впереди.


_____________________________________________________________________________________________________


Схватка с Тенью — право на свободу
Право быть собой нужно заслужить

автор: Олег Сатов, психолог




Продолжаем и завершаем краткий цикл статей о темной стороне души и о том, как примириться с собой.
Теорию мы вкратце рассмотрели, первый подготовительный шаг сделали, переходим теперь к самому интересному и самому важному — к получению практического опыта.

Итак, для тех, кто сам еще этого не понял, — привыкайте к мысли, что тот негодяй, которого вы описывали, составляя списки хороших и плохих качеств, это и есть ВЫ. А тот идеальный образ из другой половины списка… им вы никогда не станете.

Изображение


Чем сильнее вы стремитесь быть идеальным, чем скорее убегаете от своей Тени, тем сильнее внутренний конфликт и тем меньше сил остается на то, чтобы по-настоящему проживать СВОЮ жизнь и наслаждаться ею.
Тень говорит — «Сделай счастливым себя», Персона говорит — «Сделай счастливыми других». Чью сторону вы выбираете?

Живя в обществе людей, так или иначе нужно соблюдать стратегический баланс — быть хорошим настолько, насколько это обеспечит социальный комфорт, быть плохим настолько, насколько это требуется для сохранения собственной независимости и покоя. Нельзя быть только хорошим и счастливым, нельзя быть только плохим и счастливым — однажды, необходимо будет понять, что ни того, ни другого просто не существует — есть только жизнь, в которой всевзаимосвязанно и нет никаких четких границ.

И чтобы ощутить размытость всяких границ, нужно увидеть отсутствие этих границ в самом себе. Увидеть, как хорошее перетекает в плохое, а плохое — в хорошее. Увидеть, как добра темная сторона и как зла светлая. Увидеть, как ум, опираясь на совершенно условные схемы, делит на части то, что разделить никак нельзя.
Проблема и задача психологического развития не в том, чтобы сделать из себя идеального человека, настоящего мужчину или настоящую женщину, а в том, чтобы со всей ясностью понять относительность всяких идеалов и анти-идеалов и позволить, наконец, себе быть собой, ничего из себя не изображая и ничего от себя не пряча.
Займемся этим…



Изображение


Выслеживание тени
Самое первое и самое важное, что нужно сделать, — это найти в себе проявления каждого из тех качеств, которые оказались в «плохом» списке. Делать это нужно терпеливо и неспеша, потому что затронутое вскользь воспоминание не даст того умопрочищающего эффекта, который нам нужен.

По каждому пункту нужно вспомнить 3–5 ситуаций, где вы проявляли это качество со всей отчетливостью. Сначала попробуйте вспомнить сами, а потом, если есть у кого, можете спросить у других людей.

Со стороны темную сторону видно лучше, ведь точно так же, как вас раздражают ни в чем не повинные люди, точно так же и вы раздражаете окружающих, не совершая ничего по вашему мнению предосудительного. Но если будете спрашивать, делайте это осторожно, а то психологическая практика может превратиться и в перебранку с членовредительством :ph34r:

Вот, для примера, список «плохих» качеств:
  • Лживость
  • Назойливость
  • Капризность
  • Глупость
  • Властолюбие
Берем первый пункт «Лживость» и ищем в своих воспоминаниях, где эта самая лживость проявлялась. Разумеется, искать нужно не какую-то абстрактную лживость, а то самое внутреннее переживание, которое вы назвали этим словом, составляя свой список.
Для кого-то лживость — это беззастенчивое вранье в глаза, а кто-то будет подразумевать под этим неясное скользкое чувство избегания ответственности.

Нужно все время помнить, что пункты списка — это ярлычки к переживаниям, а не сами переживания.

Далеко не всегда получается вспомнить проявления того или иного качества с первого захода. Чем больше сил потрачено на подавление, тем лучше маскируется проявление этого качества и тем сложнее восстановить с ним связь.
Та же «лживость» может проявляться на каждом шагу, но память просто не может сфокусироваться на том, что так долго подвергалось гонениям. Поэтому, если не получается что-то вспомнить сразу, нужно дать себе время (день, неделю, месяц — сколько потребуется).

Ключевой момент в поиске таких воспоминаний состоит в том, чтобы найти все свои отвергнутые черты в своем же опыте — так, чтобы сформировалось четкое понимание того, что все эти «негативные» качества действительно есть в вас самих и вы их действительно регулярно проявляете.

Вспоминать нужно до тех пор, пока не останется никаких сомнений, что соринка в чужом глазу — это отражение бревна в вашем. Лживость, глупость, капризность, властолюбие или что там еще оказалось в вашем списке — это ваша повседневность. Десять-двадцать-тридцать лет вы проявляете все эти качества и изо всех сил стараетесь убедить себя, что ничего подобного в вас нет. Но оно есть, и это нужно признать.

Второй этап работы, который плавно вытекает из первого — это самонаблюдение.
Сначала мы перебирали воспоминания, чтобы сориентироваться, где, как и в каких ситуациях может проявляться темная сторона, а теперь возвращаемся в сегодняшний день и ищем, как «негативные» качества проявляются сейчас.

Это процесс растянутый во времени — начавшись однажды, он может вообще никогда не закончиться. Научиться быть внимательным к своим проявлениям — это очень полезный навык, который сильно облегчает дальнейшее развитие.

Суть самонаблюдения состоит в том, чтобы продолжать вести привычный образ жизни, не пытаясь в нем специально что-либо изменить. Все что нужно — это по мере сил следить за тем, не всплывет ли само собой какое-то из качеств.
Может это будет никому не нужное вранье (лживость), может вы заметите, что настойчиво пристаете к кому-то со своей ерундой (назойливость), может с умным видом сморозите такую чушь, что стыдно за себя станет (глупость) — и так далее.

Нужно жить дальше, добавив к привычному потоку сознания дополнительный вектор — выслеживание в своем поведении теневых качеств. Именно этот процесс приносит в итоге осознание, необходимое для дальнейших перемен.

И опять же, нужно понимать, что все это психологический, а ненаучный эксперимент. Результаты могут быть совершенно не такими, какими они представляются или их может не быть вовсе. Поэтому, лучше всего воспринимать все это, как игру, а не лечебную процедуру, прописанную врачом. Оставьте себе простор для творчества и всяких неожиданностей.

Изображение

Хорошая сторона плохих качеств
За вытеснением негативных качеств стоит определенная логика, которая и делает их негативными. Однако эту логическую последовательность довольно легко разрушить и тем самым немного ослабить внутреннее напряжение.

Например, лживость, может быть осознанной стратегической дезинформацией. Или, если речь идет о самообмане, то лживость выполняет роль предохранительного механизма, без которого психика могла бы пойти вразнос.
Назойливость — настойчивость. Капризность — избирательность, чувствительность. хороший вкус. Глупость — готовность к новому и неизвестному. Властолюбие — амбициозность, социальное выживание. И так далее по вашему списку.

А для тренировки можно вообще любые качества так трансформировать и затем проделать противоположное упражнение — рассмотреть плохую сторону всевозможных хороших качеств.

В эту игру нужно играть постоянно, до тех пор, пока будете ловить себя на том, что какое-то качество кажется вам абсолютно хорошим или абсолютно плохим.

Хорошим знаком будет, если внутри появится чувство неопределенности — неспособность однозначно рассудить, какое качество плохое, а какое хорошее. Из такого состояния уже гораздо проще позволить себе проявлять весь спектр своих душевных качеств.


Изображение

Дружба с Тенью
После того, как заглянули в глаза своей Тени, главное не испугаться, а принимать все философски спокойно. Никто не идеален — у всех есть шкаф набитый костями, что ж… Жизнь продолжается.

Теперь остается только принять Тень в свою жизнь — сознательно позволить проявляться тем качествам, которые раньше были под строгим запретом. Нужно перестать бояться быть нехорошим человеком. Подумайте — чем это вас так пугает? Чего вы так боитесь лишиться, если вы перестанете изображать из себя хорошего? Хотите ли вы всю жизнь прожить в этом страхе?

Когда я проделывал все эти эксперименты на себе, я целенаправленно учился быть «плохим» человеком в соответствии со своим списком — учился материться, учился отказывать без объяснений, учился ставить свои интересы на первое место, учился требовать, учился проявлять агрессию.

И эта работа продолжается до сих пор, хотя уже и не в такой формальной форме. Сейчас я чисто автоматически отслеживаю, свои реакции на других людей и прислушиваюсь к себе — не таится ли во мне еще что-то мне неизвестное. Также много ценных подсказок приходит от других людей, которые между делом могут подметить какую-то черту, которую в себе очень не хочется признавать.

По каждому пункту из списка нужно найти те сферы жизни, в которых они могли бы свободно проявляться. Не нужно бояться того, что подъем на поверхность негативных черт сделает из вас какого-то злодея.
Выраженную и пугающую негативность все эти черты имеют только потому, что находятся под запретом и проявляются вне сознательного контроля. Если же им найти приемлемый выход, то ничего страшного или остро отрицательного в них уже не останется.

Какие-то из этих черт вам проявить будет проще, потому что вы всегда чувствовали, что вам хочется чего-то подобного, но все никак не хватало какого-то внутреннего разрешения. Так дайте его себе — если что, можете потом показать пальцем на меня.

Другие качества проявить будет сложнее, поскольку они будут вас пугать. Тут себя чересчур насиловать не нужно, но когда ситуация сама вызреет таким образом, что проявление опасной черты будет уместно и полезно — напрягитесь и выпустите наружу то, что само просится. Приложить усилия, чтобы переступить через страх, все равно придется — но это и есть то действие, без которого перемены остаются только в уме.

Так и происходит «узнавание себя», и вместе с ним снимается внутреннее напряжение из-за несоответствия каким-то рамкам. И отсюда же приходит доверие к самому себе — когда внутри больше нет темных углов, когда шкаф больше не гремит костями, восприятие жизни и поведение становится более цельным и уравновешенным. Когда больше не нужно рвать себя на части, жить становится проще.

#7 Урга

Урга

    Сверхветеран

  • Модераторы
  • 1 540 сообщений

Отправлено 06 Октябрь 2013 - 03:08

Изображение


Архетип Тени – это всё то плохое, бессознательное, что существует в нас и легко может владеть нами, этот архетип не в силах побороть до конца даже воспитание, каким бы хорошим оно не было. Особенно же ярко этот архетип проявляется в детском возрасте, выражаясь в некоторой импульсивности. Данным архетипом могут являться все наши внутренние желания, но именно те, которые противоречат каким-либо общественным стандартам, устоям. Это та сущность, которая живёт в каждом из нас, хотим мы этого или нет, и хочет делать то, что мы себе не позволяем. Человек может отрицать или не признавать в себе какие-то качества, но они всё равно будут преследовать его. Эти качества также входят в сферу архетипа Тени, составляют его часть. Но, как ни парадоксально, у архетипа Тени существуют и положительные черты. Тень как бы уравновешивает то лучшее, что есть в людях и является толчком, опорой для человеческого развития и самосовершенствования.
К. Г. Юнг пришёл к выводу, что Тень нельзя пытаться подавлять в себе, её невозможно уничтожить. Разумный путь состоит в другом: необходимо научиться жить в гармонии со своей Тенью, извлекая из неё пользу. То есть, смысл нашей жизни заключается в постоянной борьбе, а человек, у которого не было бы Тени, не смог бы ни бороться, ни совершенствоваться. Таким образом, он не смог бы ничего делать и строить будущее.

Архетип Тени в мифологии.
Элементом архетипа в мифологии может считаться лес, как проявление хаоса, беспорядочности в противовес различным поселениям и т.д.
Также в пример можно привести мифологического дракона, змея, гидру или ящера. Но, конечно, самый яркий пример архетипа Тени – образ Дьявола.
К тому же, К. Г. Юнг приводит в пример образ обманщика – трикстера, показывающим окружающим свои самые ужасные качества. Трикстер живёт на границе игры и реальности, трикстер – это любая непредвиденность, случайность, которая происходит в противовес логике вещей, предсказуемости ситуаций.

Пример архетипа Тени в современности.
Архетип Тени можно заметить в основанном на реальных событиях фильме Рона Ховарда «Игры разума». Несмотря на свой огромный талант в области математики, главный герой фильма (Джон Нэш) страдает шизофренией и на протяжении всей жизни борется с самим собой, то есть борется с различными галлюцинациями (например, много лет видит человека, несуществующего в реальности, которого долгое время считал своим другом). Эти галлюцинации и являются тем самым звеном бессознательности, неподвластности глубинных проявлений мозга, именно с этими галлюцинациями, являющимися Тенью главного героя, иной стороной его личности, он смог ужиться и не сойти с ума.

источник утерян

____________________________________________________________________________________


ТЕНЬ связана с той частью личности, которую мы не принимаем, отрицаем в себе.

ТЕНЬ - проводник от сознания к индивидуальному бессознательному.

ТЕНЬ - первая архитипическая фигура на пути индивидуации.
Как только человек начинает процесс самопознания, первое с чем он сталкивается - это различные теневые содержания, нечто для него неприятное.

Тень изменчива в течении времени, но она тем не менее вторична.
Теневые аспекты зачастую оказываются намного проще и естественней при взгляде на них, чем то чем мы их представляем.

Чтобы дойти до восприятия архетипов, нужно дойти и пройти (осознать, трансформировать) тень.
Любые структуры находящиеся глубже в психике мы воспринимаем через преломление своих теневых образов.
Чем менее "прозрачна" тень, тем больше идёт искажение восприятие глубинных образов.
Чем лучше осознание тени, тем "прозрачней", чище восприятие Архетипов. Тем менее оценок, стереотипов в восприятии.

Чем более открытыми и понимающими становимся мы сами, тем более открытым становиться мир вокруг нас.

Тень чаще всего во сне имеет тот же пол, что и сновидец. Противоположный пол тени может говорить о том, что не принимаются какие-то аспекты противоположного пола.

Так же проявлениями теневой стороны во снах могут выступать грязь, нечистоты, разрушения, то, что в социуме считается "грязным" непристойным, табуированным, то, что подвергается осуждению, неприязни, игнорированию.

Любое негативное качество, связано лишь с нашим неприятным опытом.
Связь с более ранней установкой личности сохраняется в силу того, что одна её часть застревает в предшествующей (прошлой) ситуации и оседает в бессознательном, формируя тень.
Задача работы с тенью - не избавиться, не вытеснить, а "расколдовать", признать, принять и интегрировать её.


Подходы к понятию тени

в философии и культуре:

У Платона -
Двойственность человеческой души: наличие в ней светлого и темного начал.
Аллегорией души служит крылатая колесница, запряженная черным и белым конями. Три части человеческой души - это два коня и возничий. Белый конь стремиться ввысь, черный в подземелья; возничий должен разумно управлять двумя конями для того, чтобы жизнь человека была гармоничной.

Христианство -
Лишает зло абсолютного бытия, превращает его в тень, обладающую лишь относительным, зависимым от света бытием.

Психологический опыт-
показывает, что добро и зло - два полюса морального суждения, которое берёт своё начало в человеческой душе.
Поскольку для К.Г.Юнга психологический опыт - единственная непосредственная данность, с которой имеет человек, то наличие добра и зла, их равнобытийность становиться для него очевидностью.

Восточные культуры -
В буддизме и даосизме понятия добра и зла не противопоставляются, они дополняют друг друга.
Индуизм - добро и зло на прямую не противопоставляются они так же являются дополняющими друг друга.
Понятия добра и зла относительны. Принцип Инь-Янь

в эзотерическом аспекте:
Тень соотносится с Меркурием, посредником, трикстером, богом алхимических превращений.


Меркурий - "тень Христа". Он как и Христос, соединяет верх и низ, но в отличии от Христа "он восходит от земли к небу и снова спускается к земле и воспринимает в себя силу верха и низа"


Меркурий - "процесс, начинающийся злом и заканчивающийся добром"

К. Г. Юнг "Дух Меркурий". "О психологии образа трикстера"


Изображение



#8 Урга

Урга

    Сверхветеран

  • Модераторы
  • 1 540 сообщений

Отправлено 28 Октябрь 2013 - 16:21

Тень - это все те качества характера, поведенческие паттерны, которые мы отвергаем. Но чем дольше мы от них отварачиваемся, тем гуще становится наша Тень, тем больше вероятность, что однажды мы станем ее рабом...

"Человек, не перегоревший в аду собственных страстей, не может их победить. И они прячутся рядом, в соседнем доме, чего он даже не предполагает. А пламя в любой момент может перекинуться и сжечь дом, который он считает своим. То, от чего мы уходим, уклоняемся, якобы забывая, находится в опасной близости от нас. И в конечном счете оно вернется, но с удвоенной силой". К.Г.Юнг



#9 alter-vis

alter-vis

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 63 сообщений

Отправлено 14 Октябрь 2021 - 23:18

Тень - главня ОШИБКА Юнга. намешал всего понемногу в один термин.
так бы и назвал -"куча неизученного Юнгом" а не тень.

тень человека - как физический или оптический обхъект... далеко ходить не надо, возьмите фильмы, мультфильмы где тень участвует как отдельная действующая сущность ... много там от психологии?
..лень писать... тень это отдельный энерго феномен, как астрал или альфа ритмы мозга





Темы с аналогичным тегами архетип

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных